Треппинг в Illustrator. Полиграфическая практика

Оверпринт что это?

Содержание статьи

Оверпринт — это метод наложения красок при офсетной печати, при котором предотвращается эффект некорректного сочетания цветов, выражающийся в белых полосах вокруг букв.

Этот эффект также называется незапечатыванием и вследствие того, что при наложении двух цветных объектов (например, черная буква на голубом фоне) для обеспечения требуемого цвета графический редактор создаёт вырубку на нижнем слое по форме верхнего. То есть по сути, во избежание смешивания красок принтером, программа делает на фоновом цвете белое поле по форме буквы, находящейся на этом фоне, так как графический редактор считает, что такого эффекта быть не должно:

наложение цветов
наложение цветов

По итогу мы рискуем получить вот такой эффект:

вырубка без оверпринта
вырубка без оверпринта

Когда обязательно нужен оверпринт

Оверпринт обязательно нужен при офсетной печати, так как при этом способе печати цвета краски наносятся на бумагу отдельно друг от друга.

Также оверпринт следует использовать на небольшие элементы полностью черного цвета. Как правило это текст размером менее 16 pt, а также различные обводки.

По сути своей, режим наложения — это руководство к действию для принтера, в котором отражено, как смешивать разные цвета.

Видео

Программы верстки

Возможности треппинга в программах PageMaker и XPress в основном похожи. Обе программы позволяют выполнять треппинг только для текста и графических объектов, созданных в этих программах. Вы не можете увидеть на экране результатов треппинга — чтобы проверить правильность треппинга, придется напечатать файл, но, с другой стороны, в программах PageMaker и XPress вы можете выполнять треппинг для всех элементов страницы (кроме импортированных изображений в формате EPS), а не только для выделенных объектов, как в программах Illustrator и FreeHand. Программа PageMaker не позволяет вам задавать различные параметры для отдельных объектов, а программа XPress предоставляет эту возможность. Если вы хотите компенсировать эффект растискивания, то, скорее всего, будете печатать черный цвет с меньшим процентным содержанием (не 100%-ый черный). Обе программы позволяют задавать такое ограничение черного цвета. Не забудьте в этом случае при выполнении треппинга для черного цвета сделать треппинг и для не 100%-но черных объектов. В программе XPress ограничение черного цвета (Overprint Limit) задается в окне диалога Trapping Preferences. В программе PageMaker ограничение черного цвета (Black Limit) задается в окне диалога Trapping Options. Обе программы при работе с заданными параметрами наложения и ограничения черного цвета учитывают насыщенный черный.

Прежде чем рассматривать подробно возможности треппинга каждой из программ, расскажем о нескольких окольных путях для треппинга изображений, импортированных из графических программ — CorelDraw, FreeHand или Illustrator (к сожалению, эти возможности отсутствуют в обеих программах верстки). Во-первых, прежде чем выполнять треппинг в графической программе, вы должны решить, изображение какого размера в конечном итоге хотите получить. Если вы импортируете файл в формате EPS, а затем измените его размер, то изменится и размер треппинга, что вам совсем ни к чему (ведь вы рассчитываете компенсировать ошибки при приводке, величина которых известна).

Есть два способа добиться выполнения треппинга EPS-изображений, которые вы хотите поместить на цветной фон. Во-первых, можно создать фон прямо в графической программе и выполнить там треппинг изображения с фоном, прежде чем вы импортируете файл в программу верстки. Во-вторых, вы можете использовать треппинг общими составными цветами. Если ни один из способов вам не подходит, поступите следующим образом: добавьте цветной фон к файлу, созданному в программах Illustrator или FreeHand, в зависимости от используемых цветов выполните внешний или внутренний треппинг для объектов на переднем плане (вы добьетесь наилучших результатов, если выполните внешний треппинг для светлых объектов и внутренний треппинг для темных объектов), а затем удалите фон и сохраните файл. Изображение теперь будет содержать треппинг для фона и должно правильно напечататься на таком фоне после импорта в программу PageMaker или XPress.

Графические программы

Вы легко можете создать контур наложения пересекающихся объектов в программах Illustrator и FreeHand, к тому же ваша графическая программа достаточно мощна, чтобы проанализировать цвета объектов и решить, где должен проходить этот контур. В некоторых случаях лучше использовать внешний треппинг, а в других — внутренний (см. врезку "Специальные термины"). Графическая программа может сама выбрать, какой метод подходит больше. Например, если у вас есть желтый круг поверх голубого треугольника, выделите круг и треугольник, выберите команду Trapping из подменю команды Pathfinder в меню Filter (в программе Illustrator) или команду Create Trap из меню Xtras (в программе FreeHand). Введите нужную величину треппинга и нажмите кнопку OK. Вы увидите, что графическая программа создала новый объект — треппинг, расположенный поверх голубого треугольника, который темнее, чем желтый круг. Обратите внимание, что треппинг создается только в нужном месте — там, где желтый круг действительно пересекается с голубым треугольником. Поскольку на переднем плане находится светлый объект, программа создала внешний треппинг; если это решение вас не устраивает, удалите треппинг и создайте внутренний треппинг. Для этого выделите объекты и отметьте маркер Reverse Trap в окне диалога для треппинга. Теперь контур наложения проходит внутри желтого круга, на который заходит голубой треугольник. Обе программы делают цвет треппинга менее заметным, уменьшая его интенсивность до 40%. В нашем примере треппинг (40% желтого цвета) выглядит на голубом фоне менее зеленым, чем выглядел бы 100%-ый желтый. Если вы работаете в программе FreeHand, обратите внимание на следующие особенности: треппинг для объектов, окрашенных в составные цвета, точно воспроизводится на экране в обеих программах. Однако в программе FreeHand для этого следует отметить маркер Use Tint Reduction в окне диалога треппинга. Если вместо этого отмечен маркер Use Maximum Value, то при печати вы получите не совсем то, что видите на экране. Если необходимо проверить правильность получившегося треппинга, то лучше всего вывести файл на пленку, а затем сделать цветопробу, особенно если вы используете простые цвета. Напечатать цветопробу на устройствах для получения цветопроб, которые печатают треппинг как наложенный объект, дешевле, зато она будет менее точной. Для получения более точного цвета напечатайте критические для треппинга участки с увеличением.

Оверпринт и треппинг

Если применение оверпринта неактуально, для избежания эффекта незапечатывания цветовых стыков можно применить треппинг. Треппинг — это техника печати цветов внахлест друг на друга.

Виды треппинга:

  • внешний — при котором контур буквы или рисунка специально расширяется для избыточного наложения цвета контура на цвет фона
  • внутренний — при котором фоновая вырубка под объект делается заведомо меньше самого объекта, в результате чего объект неизбежно накладывается, перекрывая всю обесцвеченную под него область с краями.

Если цвет буквы или рисунка светлее фона, используем внешний треппинг. В обратном случае — внутренний.

Профессионально выполнить графический дизайн благодаря шаблонам полиграфии можно на сайте Canva.

Теги