Microcamtest

Лайфстайл портал

Почему Москву называют третьим Римом?

Основание города

История Рима связана с племенами итаков, которые проживали на левом берегу реки Тибр. В девятом веке до нашей эры они разместились на холмах Лация. Постепенно представители племен латины и сабины объединились и построили укрепление на холме Капитолий. Так возник Рим. Назван город был в честь правителя Ромула. Легенда о нем гласит, что он спасся со своим братом Ремом и был вскормлен волчицей. Позднее он основал свой город.

Сегодня римские историки называют точную дату основания Рима – 21.04.753 год до нашей эры. Земля принадлежала представителям племен-основателей, которых называли патрициями. Постепенно население Рима увеличилось до ста тысяч человек. Вновь прибывших людей и их потомков называли плебеями. Они были свободными, но не имели собственной земли и не могли заниматься государственными делами.

Видео

Растущая популярность Третьего Рима

Наилучшим индикатором популярности концепции в последней четверти XIX века может служить появление упоминаний о ней в многотиражных исторических обзорах и энциклопедиях. Читатели могли узнать из научно-популярных работ, что построение огромного Российского государства было вдохновлено верой московитов в наследование римской имперской и эсхато­логической миссии. К 1900 году концепция Третьего Рима была неразрывно связана в умах образованной русской публики с Московским периодом русской истории. Тем не менее немногие усматривали возможность влияния этого исторического наследия на современные судьбы России. Исключением из пра­ви­ла были сторонники панславизма в 1870–1880-е годы. Для обоснования своих призывов к защите «славянских братьев» и даже к завоеванию Константинополя панслависты использовали идею Третьего Рима.

Как укреплялась слава «Москвы — Третьего Рима»?


Конечно, кому достанется статус «Третьего Рима» решали не простые жители городов, а религиозные служители. Именно они следили за сохранением религии и несли ответственность за то, чтобы христианство не исчезло с лица Земли. Не всем жителям павшего Рима и Константинополя нравилась идея переноса религиозного центра в Москву. Поэтому правители государств решили распространить легенды о кровном родстве русских и византийских властителей.

Появилась информация о том, что слово «Русь» произошло от имени Рюрик. А сам Рюрик — некто с европейского континента. Предположительно, из Византии. Были также слухи, что происхождение Рюриковичей связано с братом римского кесаря — Августом. В общем, связь русских с византийцами всячески подчеркивалось, а брак Ивана III и племянницы византийского императора Софьи Палеолог только придавал веса этим теориям.

Значение выражения

Значение этой фразы стоит рассматривать не столько в политическом, сколько в религиозном контексте. Два предыдущих Рима были приверженцами истинной веры, но позже изменили своей религии, за что понесли наказание.

После падения Рима истинная вера сохранилась только в Московской державе

Следовательно, преемником Православия стала Москва, и потому городу суждено было стать «третьим Римом». На Москве держится вера, и если она падет, новый Рим создать не получится.

В политическом аспекте такие параллели проводились для того, чтобы подчеркнуть перспективность молодого государства. Сравнение молодой столицы с легендарным городом имело большое идеологическое значение.

Современность

Хотя многие специалисты считают, что доктрина никогда не обладала суще­ственным влиянием в древнерусский период, и сейчас все еще можно встре­тить утверждения о статусе доктрины Филофея как официальной идеологии Московского царства. Особенно часто подобные утверждения встречаются в учебниках истории. Многие русские ищут в идеях Филофея основание для развития постсоветской «русской идеи». Просоветские и русские национали­сти­ческие группы восприняли концепцию Третьего Рима как знак русского возрождения. На Западе доктрина приводится как исторический контекст «русского мессианизма» и «экспансионизма» в газетных публикациях, книж­ных обзорах и передовицах. Даже западные политические лидеры находят порой корни современной российской политики в идеях Филофея.

Маршалл По © Wikimedia Commons
Маршалл По © Wikimedia Commons

Попытки отыскать корни современ­ных событий в «осевом моменте» отда­лен­ного прошлого опасны, неизменно ведут к «открытию» аналогий и приво­дят к анахронизмам и другим ошибкам. Со второй половины XIX века многие ученые, философы и публицисты открывали для себя в письменном наследии Филофея «корни» того, что они считали основными характери­стиками «русской идеи». Владимир Ламанский обнаружил там истоки панславизма, Владимир Соловьев нашел корни христианского универ­сализма, Николай Бердяев открыл происхождение большевизма, а идеологи холодной войны — основа­ния советского «экспансионизма». Но анализ ранней истории доктрины поз­воляет заключить, что Филофей не мог помыслить ни одной из этих поздних инкарнаций созданного им образа «третьего Рима»: «третьерома­низм» — это результат проецирования современной идеи, а именно идеи «русской миссии», на внешне схожую концепцию раннего Нового времени. 

Теги