Microcamtest

Лайфстайл портал

Манга жанра махо-сёдзё Сортировка популярно сейчас

Трудное детство: махо-седзе во вселенной Го Нагая

Сперва заглянем в колыбель жанра, студию Toei Animation. Эти ребята вырастили махо-седзе и ведут за руку до сих пор, положив начало в 1969 году, выпустив Sally the Witch. Ожидать от него каких-то откровений не стоит, отмечу лишь любопытный факт, что аниме про ведьмочек впоследствии вылилось в отдельную категорию, со своим набором тайтлов и отличительных черт. Лучше дойдем в биографии студии до 1973 года, когда по мотивам свежей манги небезызвестного Го Нагая стартовала франшиза Cutey Honey.

В каждой экранизации, под мотивы одной и той же фирменной музыкальной темы, Хани борется с вульгарными робомонстрами, что жаждут разрушения. События немного отличаются в разных версиях, но принцип один — больше обнаженки, меньше смысла.

Оригинальный сериал 1973 года советовать тяжело из-за отсутствия сквозного сюжета между сериями и нудностью, хотя, можно глянуть пару эпизодов для оценки сюрреализма, действительно жутких монстров и ощущения культурной значимости. Посмотреть, что там такого скандального, пусть и чуть сглаженного в сравнении с манга-версией. Спойлер: сегодня это даже на 16+ едва тянет, но тем забавнее ощутить, как индустрия раскрепостилась.

Смело порекомендовать каждому можно, разве что, Re: Cutey Honey 2004 года. Еще откровеннее и еще драйвовее! На сей раз у руля звездные кадры Gainax’а, притом поочередно. Первый эпизод режиссировал Хироюки Имаиси (FLCL), второй Такамити Ито (Kanon), а третий Масаюки (FLCL, Neon Genesis Evangelion). В роли супервайзера выступил небезызвестный Хидэаки Анно, что является большим поклонником Го Нагая. Если имена вам ни о чем не говорят, за них скажет общий вид сериала, напоминающий другие работы Gainax’a — Kill la Kill и Tengen Toppa Gurren Lagann. Все мельтешит, сверкает и не собирается успокаиваться. Самое то для серии, в которой единственный смысл — борьба сисястых андроидов.

Хотя в Re: Cutey Honey встречаются и другие приоритеты. Из-за раздельной работы режиссеров, каждый эпизод воспринимается по-разному. Первая серия — драйвовый боевик, вторая — рассуждение о вине героя в разрушениях, а третья — масштабный финал, где у руля встают чувства Хани и ее подруги Нацуко.

Такая вот незаурядная, но успевшая занять место в истории франшиза. Любители глубинного сюжета потратили только что минуты чтения зря, но зато теперь знают кого винить в засилии фансервиса в индустрии.

Видео

Какие главные шаблоны этого жанра?

Ни для кого не секрет, что у каждого анимешного жанра, будь то гаремник или фэнтези, есть свои шаблоны. Махо-сёдзё в этом вопросе преуспевают всех и вся, поскольку существует целый свод правил, которые делают тайтлы о волшебницах тайтлами о волшебницах (и которые потом нарушают такие аниме, как тот же «Сайт волшебниц», к которым мы еще вернемся):

В волшебницы принимают только девочек-подростков нВ волшебницы принимают только девочек-подростков не старше восемнадцати лет

Волшебницы используют магию благодаря определенному предмету, который в большинстве случаев вынуждены всегда носить с собой

Волшебницам под угрозой строгого наказания нельзя раскрывать правду о том, что они волшебницы

Обычно волшебницы получают силу от говорящего зверька

Обязательным атрибутом любой уважающей себя волшебницы является «страшненькая», то есть, не владеющая магией подруга, на которую постоянно нападают злодеи, с которыми борется ГГ

Если волшебниц несколько, они в обязательном порядке работают в одной команде

И главное: у волшебниц все и всегда заканчивается хэппи-эндом. Другого исхода быть просто не может. Волшебницы рано или поздно получают все, чего хотят: если любовь — то взаимная и до гроба, если сражения со злодеем, пусть даже самым сильным — то только с победой в конце сезона, если внешний вид — то только безупречный. Возникает ощущение, что если главные героини типичных махо-сёдзё и сталкиваются с какими-то проблемами, они решаются будто бы по мановению волшебной палочки. 

[править] Потребители

Когда жанр действительно был сугубо девчачьим и детским, в результате чего ИРЛ как и в аниме-пародиях, большинство его зрителей составляли девочки дошкольного и младшего школьного возраста. Однако, из-за количества нежных дам на минуту экранного времени и первоначально ненамеренного эротизма, жанр сначала постепенно стал гендерно-нейтральным благодаря любимой у дрочеров Сейлормун, а потом и вовсе превратился в целом ориентированный на мужчин жанр, ибо для жанра Наноха была практически тем же, что и не менее меметичные Яой на Льду для спортивного аниме или Конь для слайсов, а именно открытием «истинной» аудитории жанра и дачей ей того, что она всегда хотела. С тех пор, гетеросексуальные отношения в тайтлах почти не появляются, а сюжеты в угоду отакунам всё больше ушли от девчачьей милоты в сторону фансервиса и\или драмки, породив такой тренд как «тёмное махо-сёдзе».

Про самих эе фанатов данного жанра сказать особо нечего, ибо основные представители — отаку-задроты, смотрящие в основном популярные франшизы Pretty Cure и Jewelpet, иногда углубляются в пучины жанра для поиска чего-то иного. В Японии жанр давно коммерциализировался, поэтому и детвора, и взрослые скупают разный мерч; на постсовковом же пространстве редко кто заказывает себе фигурки, большинство же ограничиваются коллекционированием паков с изображениями героинь. Старые тайтлы не все толком переведены, поэтому интересны они лишь отакунутым любителям порыться в говне мамонта, а ещё можно встретить ностальгирующих ТП с охуительными историями «Как я в детстве фанатела от Салли/Сейлормун/Сакуры». Тралировать друг друга как-то не принято, ибо магия дружбы и всё такое.

Деконструкции по лекалам Мадоки

Yuuki Yuuna wa Yuusha de Aru

Почти каждый тайтл из статьи можно назвать «деконструкцией». Однако, когда их показывали об этом не кричали, поскольку не загоняли жанр в узкие рамки, а сами произведения использовали более утонченные приемы, нежели нарочитая суровость. Мадоку же навсегда окрестили этим умным титулом, что, собственно, немудрено. Уж очень явно она очерняла привычно позитивные вещи. Маскот, романтическая линия, природа волшебных сил… обрели жестокую суть. Аниме пользовалось заслуженным успехом и привлекло много людей, что о жанре максимум слышали, ну или мельком застали Сейлор Мун по телевизору в детстве. Разумеется, ничего жестче откровенных превращений данный контингент не видел, и был рад еще сильнее раздуть уникальность Мадоки в глазах общественности.

Magical Girl Site

Уделить внимание стоит лишь сериалу Сэйдзи Киси под названием «Yuuki Yuuna wa Yuusha de Aru». Здесь создатели не просто паразитируют на успехе нашумевшего аниме, а предлагают альтернативу Мадоке. В целом, успешно. Юки Юна обросла некой фанбазой и обзавелась фильмами и продолжениями. Любители данной работы не то чтобы хотят выделиться уникальным вкусом и движением против мейнстрима, но ставят Юки Юну выше известной «деконструкции» из-за более понятного антуража без сюрреализма и пафоса. Люди просто хотят насладиться историей про школьный «клуб героев» с милыми девочками и понаблюдать за развитием их сверхсил, за которое подруги платят здоровьем. Не самая претенциозная, но все еще нестандартная история, начинающаяся, не поверите, как самое обычное махо-седзе и кончающееся давящей драмой и не логичным финалом.

Иронично, но видны попытки Сэйдзи Киси имитировать и безумный имидж Мадоки. Бои проходят в альтернативном измерении из непонятных красок, на фоне играет музыка композитора Nier’а. Не хватает только прописать врагам хоть какие-то действия. Так называемые «Вертексы» только и могут, что скучно атаковать и двигаться. Экшена в боях с монстрами минимум. Все старания ушли на неплохую передрягу в конце сериала.

Купить рекламу Отключить

Здесь впору рассказать об общей вторичности аниме. Плоские персонажи (не потому что лоли!), скучные затравки для серий. Дабы сыграть на контрасте под конец, первую половину сериала выставили банальной и слишком позитивной повседневностью. Видны попытки раскрыть героинь, но по их общему виду все итак ясно, за шаблоны образов никто так и не вышел. Кстати о дизайне. К серии привлечен художник под псевдонимом BUNBUN, и у него потрясающий арт. Проблема только в том, что образы плохо адаптированы в самом сериале. Обвешанные деталями суперкостюмы выглядят как каша. Будь в самом аниме хорошо выдержан стиль BUNBUN’а, Юки Юна бы стала альтернативой Мадоке. Пока лучшим комплиментом сериалу будет то, что он умеет давить на жалость. Хорошо хоть все не сводится к бессмысленной жестокости, она объяснена здешней концепцией способностей, и как минимум за это уважения к Юки Юне больше, чем к другим потомкам Мадоки.

Интереснее будет поговорить о ее предшественниках со схожим набором особенностей. Старых аниме, попадающих под тот же сорт «деконструкций».

Первой жестить в последних сериях начала Mahou no Princess Minky Momo, работа 1982 года. Все было прекрасно, доброе детское аниме с увлекательным сюжетом, и вдруг в 45 эпизоде поднимается тема смерти, а в 46 главную героиню сбивает грузовик, и ее хоронят с анимацией в черно-белых тонах.

Момо здорово так напугала японцев, правда скорее из-за гудевшей за окном системы оповещения о землетрясениях во время трансляции ряда эпизодов. В сериале и дальше продолжали показывать спорные моменты, но куда больше ужасали ходившие вокруг Момо городские легенды. А ведь создатель просто выплескивал недовольство коммерческими неудачами в свою работу… Даже не будучи первопроходцем в темных темах (Majokko Meg-chan вышла еще в 1974 и тоже неплохо так цензурилась за океаном из-за «недетскости»), Момо может по праву считаться открывателем резкой смены настроения в жанре.

Полный букет «деконструкции» собрала Uta∽Kata в 2004 году. Переход на негатив к середине, магические силы что ухудшают рассудок волшебницы и скрытый религиозный сюжет — все это тут есть. А еще капелька этти и однополой романтики, причем с двух сторон! Седзе-ай-то никого из знатоков жанра не удивит, но тут еще и парни целуются.

Такой большой пункт текста вышел, и ни одной рекомендации. Все-таки не каждый режиссер может преуспеть в намеренно нетипичной и революционной работе, то есть заново изобрести велосипед. Смотрите Мадоку, она качественная, просто не выделяйте сильно на общем фоне — она в своем роде не первая, и не последняя.

Махо-сёдзё

Чуть выше мы уже рассказали о значении метажанра сёдзё, поэтому снова его объяснять будет уже лишним. В махо-сёдзё обычно можно встретить истории про милых девушек, у которых есть необъяснимые сверхъестественные способности. Волшебство, комедия, романтика и иногда повседневность – это основные лейтмотивы этого жанра.

Немного истории

Прототипом махо-сёдзё стала манга «Принцесса-рыцарь», выпущенная в 1953 году. Однако привычное для нас понимание этого жанра появилось после аниме «Ведьма Салли» в 1966 году, где первые серии были представлены в черно-белом варианте, а потом уже в цветном.

Ключевые аниме: «Красавица-воин Сейлор Мун», «Девочка-волшебница Мадока», «Чара-хранители!», «Сакура – собирательница карт», «Токийские кошечки»

«Красавица-воин Сейлор Мун», «Девочка-волшебница М
«Красавица-воин Сейлор Мун», «Девочка-волшебница Мадока», «Сакура – собирательница карт»

Каким образом неправильные махо-сёдзё ломают каноны жанра?

Ответ на этот вопрос окончательно поможет  отаку, которые не знакомы или плохо знакомы с махо-тайтлами разобраться, в чем же состоит деконструкция этого жанра. Итак:

«Здесь что-то не так». «Здесь что-то не так». Даже если в  сюжете большинства представителей этой самой деконструкции сохранены первобытные каноны про волшебный предмет или инопланетного проводника, даже если история полностью подражает кавайно-мимимишным шаблонам, зритель получает четкий посыл: «Это не сказка о всепобеждающем добре». Такой приём весьма удачно использовали создатели Мадоки. Атмосфера во вселенной крайне напряженная, мы наблюдаем одну неожиданность за другой, нам не дают расслабиться. Это — верный признак «неправильного» махо-сёдзё. 

• Волшебницы не могут доверять тем, кто дарит им силу. В каноных махо-сёдзё девочки-воительницы воспринимают своих помощников, коими обычно являются либо волшебные животные, либо пришельцы с других планет, как друзей и советчиков, которые часто оказываются умнее самих героинь. Здесь ситуация в точности обратная — представители силы, которая приходит извне, либо ведут себя враждебно, либо что-то не договаривают. В самых жестоких интерпретациях они используют наивных девушек в собственных целях. Соответственно, доверять таким снобам нельзя.

Магия воспринимается как обильное зло. Если «Сейлор Мун» или «Сакура — собирательница карт» демонстрируют сражение двух сил — светлой и темной магии, то в тайтлах, ломающих стереотипы волшебство в принципе показано в негативном свете. Девушки становятся волшебницами добровольно-принудительно, плата за использование магии довольно высокая, то есть, владеть ею скорее невыгодно. Более того, миссии по борьбе с мнимыми врагами часто отодвигаются на второй план, а волшебницы используют силу, чтобы получать то, что им нужно. В таких тайтлах нет ярко выраженного антагониста, напротив, враги могут оказаться союзниками, а союзники — врагами.

• Насилие считается нормой. Новоиспеченных спасительниц иногда самих приходится спасать из-за того, что уровень допустимого насилия в подобных аниме чрезвычайно высокий. Плюс, многие из них изрядно давят на психику: присутствуют психически неуравновешенные герои, которые даже могут оказаться в рядах волшебниц, вводятся так называемые «бои без правил», когда девушки не могут одержать победу честным путем и т.д.

Стёб над привычными канонами жанра. • Стёб над привычными канонами жанра. Некоторые тайтлы из числа деконструкции откровенно издеваются над шаблонами своих предшественников: в виде волшебного оружия герои используют панцушот, на боевые миссии отправляются парни в девчачьих нарядах, враги волшебниц выглядят как озабоченные психи, а не как благородные злодеи с не менее благородными мотивами, или, наоборот, сами воительницы примерным поведением не отличаются. Тут вступают в силу черный юмор и театр абсурда — это еще один верный признак того, что перед вами — «неправильное» махо-сёдзё. 

• Это вам не детская сказка. И главное, принципиальное отличие — на хэппи-энд надеяться бессмысленно. Нам дают понять, что стремлением к чистому и светлому тут и не пахнет, волшебниц ставят в тупиковую ситуацию, в которой против них вся вселенная словно в «Ромео и Джульетте», шансов как-то изменить ход событий практически нет. Нередко одна, несколько или даже все героини из команды погибают. Часто встречается невзаимная любовь  в противовес безоговорочно счастливому союзу волшебницы и ее возлюбленного в канонных тайтлах этого жанра, которая может привести к сумасшествию или преступлению.

[править] Ведьмочки

Совершенно отдельная категория девочек, юзающих магию, и она тоже требует отдельного описания. Существенные различия между волшебницами и ведьмами всё же есть: ведьмочки могут заканчивать специальное ведьмацкое учебное заведение, летают на мётлах, наличие зверька не обязательно, практически отсутствуют хеншины (ведьмы зачастую просто переодеваются). Троперы выдумали отдельный термин cute witch и это правильно — нужно ведь отделить милых ведьмочек от злобных ведьм. И с няшковедьмами не всегда просто получается, тоже возникают споры о причислении ведьмочек к лику святых легиону девочек-волшебниц, хотя некоторые тайтлы вроде LWA находятся практически впритык к жанру, по сути изображая школу ведьм как школу махо-сёдзе, следуя японской традиции воспринимать западную культуру через призму японской, аналогичному тому же изображению монахинь в аниме как европейского аналога мико с их боевой магией. Хотя какие тут могут быть споры, если прародителём жанра является аниме про кавайную ведьму? Таким образом, анону не следует удивляться, если в в аниме о каких-нибудь ведьмочках он найдёт половину клише жанра, вроде пафосных фраз о дружбе, гей-намёков и монстров недели.

Некоторые примеры — Kiki’s Delivery Service, Little Witch Academia, Sugar Sugar Rune, Tweeny Witches, Majimoji Rurumo, да и выше упоминавшиеся Strike Witches в какой-то мере тоже.

Герои жанра

Существуют некоторые общепризнанные особенности махо-седзе. Каноны жанра определяют главной героиней девочку или девушку, которая может быть обычной школьницей, но обладает волшебной силой. Причем эту способность она может приобрести при определенных обстоятельствах. Иногда свои способности девушка развивает в процессе взросления. Также встречаются сюжеты этого стиля с главной героиней, живущей в волшебном королевстве.

Изначально в этом жанре раскрывались семейные отношения девочки со своими родителями, друзьями в школе. Позже появилось романтическое направление в махо-седзе. Дело в том, что до 60-х годов прошлого столетия такую мангу и аниме рисовали мужчины. После 1964 года началась эпоха сюжетов, нарисованных женщинами. Они смотрели на мир по-другому.

Исэкай

Если переводить японское слово дословно, то оно обозначает «странный или другой мир». Обычно аниме, заимствующие характеристики исэкая, похожи друг на друга. Главный герой внезапно перемещается в другой, отличный от своего мир. Время тоже меняется, персонажи могут отправиться в прошлое или будущее, оказаться в другом теле и даже никогда не вернуться назад. Сейчас в аниме-индустрии происходит какой-то необъяснимый бум исэкаев, и каждый сезон выпускается по одному проекту в этом жанре.

Немного истории

Исэкай появился благодаря старояпонской литературе. В этом виновата известная сказка или даже легенда о рыбаке Урасиме Таро, который спас черепаху. Последняя пригласила его к себе в Подводный Дворец, чтобы отблагодарить героя. Таро провел там всего лишь несколько дней и под конец засобирался обратно на сушу. Уже на берегу рыбак понимает, что в его родном мире прошло 700 лет.

Ключевые аниме: «Реинкарнация безработного», «Военная хроника маленькой девочки», «Подручный Луизы-Нулизы», «Моя реинкарнация в отомэ-игру в качестве главной злодейки», «О моём перерождении в слизь», «Re:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире», Sword Art Online

«Реинкарнация безработного», «Военная хроника мале
«Реинкарнация безработного», «Военная хроника маленькой девочки», «О моём перерождении в слизь»

Меха

Не нужно далеко ходить, чтобы объяснить, как выглядит такой термин, как «мех». Это просто ярлык к механике. Обычно в сюжете аниме этого жанра встречается вечная тема противостояния человечества и машин. Половину экранного времени будут занимать огромные роботы или другие гуманоидные существа из стали или механики. Они могут двигаться самостоятельно с помощью искусственного интеллекта, но иногда им нужны специальные пилоты.

Немного истории

Впервые гуманоидные машины появились в японской мультипликации только в 1963 году. Тогда регулярно транслировался сериал «Тэцудзин 28-го» о подростке, способном управлять роботом. Жанр окончательно сформировался всего через несколько лет после выхода аниме Mazinger Z.

Ключевые души: “Evangelion”, “Code Geass”, “Furi-kuri”, “Steel Alert”, “Gurren Lagann”, “Promar”, “Darling in France»

 «Евангелион», «Фури-кури», «Промар»

«Евангелион», «Фури-кури», «Промар»

Резюме

Изучая махо-седзе (что это за жанр, его особенности и т.д.), следует отметить, что хоть в нем присутствовало множество экспериментов, дополнений другими направлениями аниме смысл его остался довольно глубоким. Каждая девочка в процессе взросления постигает некоторые истины, познает себя. Вместе с подобными сериалами в детские умы закладывается что-то доброе и светлое.

Может быть, подобные сериалы не являются пиком анимационного искусства, но их воспитательную роль не отнять. Яркие, красивые персонажи завораживают зрителя. Они учат преодолевать трудности, какими бы они ни были. При этом происходит процесс взросления. Вульгарные, резкие и злые образы противопоставляют главным героиням. Это воспитывает в девочках их нежность, женственность и доброту. Ведь в каждом человеке есть своя особенная волшебная сила.

Рассмотрев особенности махо-седзе (что это за жанр, теперь известно), можно сложить свое мнение об этом направлении аниме. Это один из самых популярных типов сериалов. Право на его существование нельзя отрицать.

Теги