Microcamtest

Лайфстайл портал

Катастрофа храма Гроба Господня, кувуклия и благодатный огонь реставрации

Главные святыни

В комплекс храма Гроба Господня входят:

  • Кафоликон — православный храм в храме;
  • Гроб Господень — погребальное ложе Спасителя и главный алтарь;
  • Голгофа — холм, где распяли Иисуса Христа;
  • Кувуклия — компактная часовня в Ротонде;
  • Камень миропомазания — освященная копия плиты (дл. 5 м, шир. 70 см), на которую был уложен снятый с креста Иисус.

Кафоликон, © Юкатан

Голгофа

Одна из двух главных святынь христианского мира. На холме был распят Христос и, по преданию, захоронен Адам. Голгофа находилась за пределами древнего Иерусалима и использовалась как место казни преступников. Считается, что скала сформировалась из их черепов.

Кувуклия

Святыня представляет собой часовню небольших размеров с куполом. Внутри нее — два придела: Ангела и Гроба Господня с каменным ложем. В первом находится фрагмент водруженного на постамент камня, отваленного от пещеры Христа Ангелом, и два отверстия в стенах. Через северное Благодатный огонь передается православным, через южное — армянам. С западной стороны Кувуклии — придел коптов.

Часовня отстраивалась несколько раз. Последняя реставрация была проведена в 2016–17 гг. Стены часовни выполнены из бело-желто-розового мрамора, фасад богато декорирован, у Гроба Господня установлены неугасимые свечи и лампады.

Кувуклия находится в совместном пользовании православных греков, армян и католиков.

Кувуклия, © Официальный сайт Иерусалимского Патриархата

Схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня

Особое богослужение проводится ежегодно в Великую субботу, накануне православной Пасхи. Схождение Благодатного огня и его вынос из Кувуклии символизирует воскресшего Христа. В православные храмы других стран огонь доставляют специальными рейсами.

Приделы

На территории комплекса имеется несколько приделов, в том числе:

  • Адама — с главой Адама, на которую во время распятия попала кровь Христа;
  • Тернового венца — с венцом, возложенным в Претории на голову Иисуса;
  • Обретения Животворящего креста — с входом к храму Святой Елены;
  • Разделения риз (Разделиша) — с иконами, изображающими сцены разделения бесшовного хитона (вид одежды) Христа;
  • Марии Магдалины — с отмеченным мраморным кругом местом явления воскресшего Иисуса.

Под сводами храма Гроба Господня находится 5 станций крестного пути Христа.

Придел Адама, © Официальный сайт Иерусалимского Патриархата

Видео

История главного христианского храма

Святое место за пределами древнего Иерусалима, связанное с Иисусом Христом, почиталось ранними христианами даже после разрушения города римским императором Титом в 70 г. и создания в 135 г. императором Адрианом римской колонии Элия Капитолина в границах нынешнего Старого города. В тот период в числе других строений был возведен храм Венеры, оказавшийся над пещерой Гроба Господня.

Первая христианская церковь появилась на предполагаемом месте Голгофы благодаря стараниям матери Константина I Великого — Елене. Будучи уже в достаточно преклонном возрасте, она решила отправиться из Рима в Иерусалим, уверяя, что имела видение «о закрытых нечестивыми божественных местах, которые ей велено вывести на свет». По преданиям, найти пещеру Гроба Господня, а также обрести Животворящий крест и другие святыни помог Елене местный житель.

Голгофа и Гроб Господень, © Yupi666

Построенный при Константине I Великом храм Воскресения освятили в 335 г. Богато украшенный комплекс включал:

  • храм-мавзолей Анастасис с размещенным в центре под шатровым навесом Гробом Господним;
  • Великую базилику с алтарем, обращенным к Анастасису, и криптой (подземное сводчатое помещение), сооруженной на месте обретения Животворящего креста.

Сооружения простояли в неизменном виде почти три века, до захвата Иерусалима персами в 614 г. Существенно поврежденные ими здания удалось восстановить при участии византийского императора к 629 г., а через 8 лет город был вынужденно сдан войску Праведного халифата на условии сохранения христианских святынь. Четыре века спустя фатимидский халиф нарушил договор и инициировал разрушение христианских храмов, сопровождавшееся массовыми убийствами верующих. В результате базилика оказалась безвозвратно утраченной.

Голгофа, © Официальный сайт Иерусалимского Патриархата

Следующий этап в истории храма Гроба Господня случился в первой половине XI в., после того как византийскому императору Константину VIII удалось в обмен на возведение мечети в Константинополе договориться с очередным мусульманским правителем о восстановлении в Иерусалиме христианской святыни. В тот период было построено несколько отдельных часовен и церковь Воскресения в виде ротонды — сооружения цилиндрической формы, покрытого куполом.

Внешний вид и отделка вновь построенного комплекса разительно отличались от великолепия первого храма. Данную несправедливость исправили крестоносцы в середине XII в. Они возвели величественное здание, объединившее святые места. Его освятили в 1149 г. Также была установлена пятиярусная колокольня, просевшая до современного уровня в результате землетрясения 1545 г.

В конце XII в., после изгнания крестоносцев из Иерусалима, султан Саладин отдал право на хранение ключей от храма Гроба Господня и его открытие/закрытие двум разным мусульманским семьям арабского происхождения. Это помогло прекратить споры глав христианских конфессий о том, кто же первым должен открывать Святую дверь. Традиция жива до сих пор — представитель мужского пола семьи Джудех хранит ключи, а семьи Нусейбе — открывает/закрывает храм. Полномочия передаются исключительно по наследству.

Придел Разделиша, © Официальный сайт Иерусалимского Патриархата

Во время пожара 1808 г. пострадала Кувуклия и шатер над Анастасисом. Восстановлением занималась многонациональная группа архитекторов. Деревянный купол Ротонды заменили металлическим, придав ему первоначальный образ.

Существенную реконструкцию планировали выполнить в середине прошлого века, но из-за начавшейся Второй мировой войны работы отодвинули на более поздние сроки. Они начались в 1959-м, продолжились в 1990-х и 2010-х. В 2013 г. звонница пополнилась отлитым в России колоколом.

Беспрецедентный шаг главами христианских конфессий был сделан в феврале 2018 г. В знак протеста против решения израильских властей о взимании с церковной недвижимости городского налога и переводе части церковных земель во владение государству, храм Гроба Господня закрыли на неопределенный срок. Вопрос был урегулирован в течение трех дней, после чего святыни вновь открыли для паломников.

Камень миропомазания, © Официальный сайт Иерусалимского Патриархата

Кувуклия

Кувуклия  — это небольшая (6 х 8 м) купольная часовня желто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова. Она заключает в себе Гроб Господень и придел Ангела. Вход в Кувуклию с востока, он имеет деревянные двустворчатые дверки, с кафоликоном её соединяет мраморный помост. Снаружи с запада к Кувуклии пристроен придел коптов.

История

Первая Кувуклия была построена при императоре Константине Великом в 325–335 гг. и была полностью разрушена мусульманами в 1009 г.

Вторично Кувуклию отстроил в 1042–48 гг. византийский император Константин Мономах, затем в XII в. её обновили крестоносцы.

В 1555 г. Кувуклию перестроил францисканец Бонифаций Рагузский и она простояла до 1808 г., когда была уничтожена опустошительным пожаром.

Существующая Кувуклия восстановлена в 1809–10 гг. по проекту греческого архитектора Николая Комина (, 1770—1821) из Митилини.

При восстановлении Кувуклии были использованы габариты кувуклии-подобия из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря под Москвой (оформление архитектора Бартоломео Растрелли).

Впоследствии она пострадала при землетрясении 1927 г. и сегодня укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками.

Когда великий князь Сергей Александрович погиб от рук террористов, император Николай II пожертвовал в его память лампаду и она висела перед иконой Воскресения, которая расположена над входом в Кувуклию. Находится ли эта лампада сейчас на своем месте, неизвестно.

Особенности разделения храма

Храм принадлежит не одной церкви, а сразу 6, ведь Гроб Господень считается наследием всего мира:

  1. греко-православная, у которой есть право руководить храмом, Кувуклией и Католиконом на общих условиях. При этом конфессия не может принимать очень важные решения без согласия других;
  2. католическая церковь владеет Алтарем Гвоздей, Церковью явления воскресшего Христа Деве Марии, частью Ротонды и галереи, южным приделом Голгофы, престолом Магдалины, часовней обретения Животворящего Креста и Францинканским монастрыем;
  3. армянской церкви отдано на попечительство храм Св. Елены, 8 колонн Ротонды и ее южная сторона, престол Жен-мироносиц, предел Трех Марий, часовня Вардана и могила Иосифа Аримафейского;
  4. коптская церковь имеет право распоряжаться только западным алтарем в Кувуклии;
  5. сирийская церковь во владениях обделена, но представителям этой сирийской религии разрешается проводить службу по праздничным и выходным дням на территории армянского предела;
  6. эфиопская владеет церковью Четырех апостольских животных и монастырем, который располагается на вершине храма Св. Елены.

Каждой из них выделены определенные часы, когда можно провести службу и помолиться.

Еще важно отметить, что ключи от храма находятся не у представителей церквей, а у представителей мусульманских семей аль-Хусейни и Нусейбе с 638 года. Дело в том, что как бы слаженно и спокойно не выглядела работа конфессий в храме, у них была, да и до сих пор идет война за право полного владения святым комплексом. В 2008 споры перешли даже в драку между священнослужителями. Чтобы распри не привели к большим проблемам, было решено закрывать Гроб Господень на ночь.

  • Туристы в Храме Гроба Господня. Фото: pixabay.com
    Туристы в Храме Гроба Господня. Фото: pixabay.com
  • Храм принадлежит 6 церквям. Фото: pixabay.com
    Храм принадлежит 6 церквям. Фото: pixabay.com

Теперь род аль-Хусейни хранит ключ, а Нусейбе открывает и закрывает их. Конечно, можно было доверить все делать одному семейству, но, как рассказывал Джудех аль-Хусейни, его предки были шейхами и им было непристойно лазить по лестнице и открывать двери в храм.

Несколько лет назад власти Иерусалима решили взыскать со священнослужителей налог за владение имуществом. Они выставили сумму в 200 млн долларов. Представителям руководящих конфессий такое желание правительства не понравилось и они закрыли ворота в Храм Гроба Господня в знак протеста.

История открытия Гроба Господня

Поиски пещеры, в которой было погребено тело Иисуса, были предприняты в IV в. по указанию императора Константина. В 326 г. его мать императрица Елена прибыла в Иерусалим с целью паломничества и поиска христианских реликвий:

Первым из церковных историков об открытии Гроба Господня сообщает Евсевий Кесарийский в своём труде «Жизнь Константина». Он сообщает, что на месте пещеры, где был погребён Иисус римлянами был построен языческий храм:

По приказу Константина насыпь храма была срыта и

К 335 г. над пещерой императором Константином (Сократ Схоластик сообщает, что инициатором строительства была его мать святая Елена: «мать царя предложила создать на месте гробницы многоценный молитвенный дом») был построен храм Гроба Господня, который в настоящее время представляет собой огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, Кувуклию — часовню в центре храма, скрывающая непосредственно пещеру Гроба, Камень помазания, Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов.

Тайны великой христианской святыни – храма Гроба Господня

Патриарх греческой православной епархии Феофил III инициировал начало работ в часовне над Гробом Господним, так называемой Кувуклии. Вот его слова:

«Решение о ремонте святой Кувуклии было принято по благословению Божию. Я не вижу в этом человеческой воли, а только волю Господа».

Храм Храма Гроба Господня со времени своего возведения состоял из трех частей:

  1. Храма на Голгофе.
  2. Часовни.
  3. Храма Воскресения.

За века храмовый комплекс несколько раз разрушался, снова восстанавливался. За него велись кровопролитные войны в эпохе крестовых походов. Ученые допускают, что далеко не все события, происходящие с ним, были зафиксированы историками. Поэтому изучение храма Господня – беспрецедентное по своей научной ценности исследование.

Спустя некоторое время после погребения Христа, римляне построили на этом месте языческий храм, а пещеру-гробницу засыпали. Вновь отыскать Гроб Господень христианам удалось только в 4 веке нашей эры. Раскопками руководила святая Елена Константинопольская – мать императора Константина I. Она срыла холм и основала здесь храм Гроба Господня и возвела Кувуклию.

Изучение истории – не единственная цель работ в храме. Нынешнее обрамление Гроба Господня было выполнено в начале 19 века. Но в 2016 году его состояние ученые называют «очень плохим». Износились и другие элементы Кувуклии.

27 октября 2016 год – эта историческая дата, когда была впервые открыта гробница Иисуса Христа. На проведение всех необходимых работ в святилище, археологам дали всего два с половиной дня. Исследователи работали круглосуточно. В наши дни, где располагалась Голгофа и Гробница Иисуса Христа находится самый главный храм Христианства – храм Гроба Господня. Само место захоронения Иисуса, где работают ученые, находится в небольшой часовне (Кувуклии).

Широко известный факт: массивная плита, установленная на погребальное ложе Иисуса Христа, имеет поперечную трещину. Плита выполнена из мрамора. Но даже к этому материалу время не проявляет жалости. Плита постоянно деформируется под действием влажности. Углекислый газ и оксид азота, соединяясь в воздухе с капельками воды, образуют мельчайшие частички кислоты, которая медленно, но верно, со средней скоростью 1 мм за 100 лет, разрушает мраморные сооружения.

К счастью, в Иерусалиме этот процесс протекает медленнее, ведь этот город достаточно сухой. Среднегодовая влажность чуть выше 50%. Это гораздо ниже, чем в Риме, Париже, Москве и многих других городах богатых древними храмовыми комплексами. Тем не менее, важнейшей Святыни Христианства нужна реставрация.

Еще перед началом реставрации ученые исследовали Гроб Господний с помощью георадара. В результате были обнаружены скальные фрагменты, являющиеся продолжением основного массива горных пород Голгофы. Это ни что иное, как остатки стен и пола пещеры, разрушенных при строительстве храмового комплекса.

Прошло уже несколько лет с того момента, когда был вскрыт Гроб Господень. Похоже, это начало таких масштабных событий, о которых говорили еще древние. Что нас ждет в ближайшем будущем? Не приблизит ли вскрытие Гробницы Господа начало Судного дня?

ИНТЕРЕСНО: Молитвы Иисусу Христу о детях.

Существующие части

Стоит сразу сказать, что 6 церквей делят свои полномочия в данной святыне, а также они представляют три основных направления вероисповедания:

  • католическая церковь;
  • греко-православная;
  • эфиопская;
  • сирийская;
  • антихалкидонская армянская;
  • коптская.

Данное распределение имеет свои правила, которые должны соблюдать все представители церквей. Благодаря историческому статуту, порядок в собственности и служении идеально сохраняется. Необходимо уточнить, что все владения оговорены в строгом порядке, и ни одно изменение не проходит, без уведомления членов церквей. Что касается общего владения, то оно распространяется только на камень миропомазания. Чтобы понять суть данного обустройства, необходимо рассмотреть три основных религии, на основе которых держится данная местность:

  • православная церковь. Необходимо сказать, что это направление оберегает самые главные святыни, которые находятся в храме. Именно эта церковь первая начинает свои служения в Великую Субботу. Если рассмотреть те части, которые относятся к ее владениям, то это Соборная Церковь Воскресения, северный придел горы Голгофы, один из ярусов ротонды, подземная часовня Обретения Креста, придел Адамовой горы, а также Богородицы Скорбящей;
  • римо-католическое направление. Церкви данного направления имеют власть над такими экспонатами, как престол святой Марии Магдалены, ярус галерейной ротонды, южная часть Голгофы и подземная часовня Обретения Креста (эта святыня делится между двумя направлениями);
  • к третьему направлению относятся все остальные церкви. Такая постановка вопроса говорит о том, что данные церкви имеют свои предназначения.

Теги